Инструкция волонтера

Общие рекомендации добровольцам вызвавшимся помогать нуждающимся категориям людей состоят в простых истинах. Старайтесь быть расположены к человеку, которому помогаете, искренне интересуйтесь им и проявляйте живые эмоции. Сдерживайте негативные мысли и слова, не “выливайте” плохое настроение или проблемы на человека. Помните, что возможно вы единственный кто протянул руку нуждающемуся, несите эту ответственность с пониманием. Не обесценивайте боль. 

Приходя в дом к благополучателю обязательно нужно поздороваться, снять верхнюю одежду и обувь. Старайтесь вести беседу не спеша, не задавайте сразу много вопросов, выслушавайте человека. Если вы торопитесь, лучше придти в другое время. Поинтересуйтесь нуждами, пожеланиями, запишите если боитесь забыть. Важен зрительный контакт и желательно нахождение друг напротив друга на одинаковом уровне. Не скрещивайте руки во время разговора, не садитесь на край стула, все это свидетельствует о незаинтересованности, сядьте удобно, отключитесь от других волнующих вас мыслей. Также важно самому волонтеру не находиться в напряжении, депрессивном состоянии. В данном случае помощь требуется ему. Если в процессе общения, оказания помощи произошла оплошность, не смущайтесь, обратите все в шутку, или дайте понять, что вы позитивно настроены и это рядовой момент. 

Советы волонтеру при оказании поддержки для разных категорий нуждающихся в помощи

Люди с инвалидностью, ОВЗ

Поздоровайтесь с человеком, можно пожать руку, можно улыбнуться или невербально проявить расположение к благополучателю. Когда предлагаете помощь, ждите пока её примут, затем расспросите нюансы оказания поддержки. Даже если человек на инвалидной коляске, расположитесь так чтобы зрительный контакт происходил на одном уровне. 

Если человек плохо слышит, старайтесь говорить громко и спокойно, но не кричите,  смотрите в глаза, встаньте ближе к свету, чтобы вас было хорошо видно. 

Люди со сложностями в передвижении

Интересуйтесь перед оказанием помощи нужна ли она, и какая конкретно. Но если, например, впереди дверь, можете открыть её без спроса. Человек все-таки ограничен в передвижении, но не беспомощен и лишен достоинства. Если коляску нужно катить, обязательно спросите, можно ли это сделать, куда везти человека, будьте осторожны, коляска быстро набирает ход. Старайтесь разговаривать с благополучателем на одном уровне, избегайте ситуации когда человек долго запрокидывает голову, можете присесть на корточки. 

Пожилые люди

Ко всем перечисленным общим советам можно добавить благожелательный терпеливый настрой. Пожилые люди бывают разные, есть добрейшие, милые, а есть очень сложные люди, с упертым характером. Ни в коем случае не стоит спорить с ними, избегайте конфликтов, неизвестно почему человек так себя ведёт, возможно никому не доверяет, и по прошествию времени, при вашем позитивном настрое, расположится к вам. Также не стоит вносить ярких новшеств в жизнь пенсионеров, помните, что привычки пожилых людей сформированы годами, десятилетиями. 

Семьи, мамы с особенными детьми

При общении с родителями старайтесь использовать выражения “ребенок с особенностями”, “особенный ребенок”, а не “инвалид”, “больной ребенок “. Реакция и восприятие болезни ребенка у всех разное, на первых этапах общения целесообразно соблюдать формальности и этикет. Со временем стороны будут лучше узнавать друг друга. 

Дети с аутизмом часто не терпят вторжение в личное пространство, поэтому прежде чем активно контактировать сначала выясните нюансы поведения ребенка у родителей. 

Помимо всего написанного — не забывайте и о себе. Эмоциональное выгорание тяжелое состояние. Стоит сохранять золотую середину, не принимать слишком близко к сердцу проблемы благополучателя, сохранять дистанцию, но в то же время быть искренним и стараться помочь от души.